
Иногда задаюсь вопросом - вот всемирно известная статуя Давида. Произведение искусства. Никто не спорит? Хорошо, а копия с этой статуи - очень точная, до последней трещинки - она произведение искусства? А стопятьсотая копия? Почему мы так любим старые вещи? Нечто старое, давно привычное и обредшее некую индивидуальность? Может быть таких кофемолок было произведено сотни, тысячи, но вот эта, конкретно эта кофемолка, уже со своей историей, хорошо знакомая. До последней трещинки и царапинки. Целая история. Старая музыка, которая связана с чем-то, что уже и не вспомнить толком, книги, фильмы... Кусочки из прошлого, вешки, которые сопровождают путь в тумане в самые глубины памяти. То, что для одного просто старый хлам, для другого сокровища. Поэтому переезд, как пожар - столько с собой не увезёшь: вид из окна, двор, запахи и звуки, соседей, воспоминания, которые связаны с каждым уголком во дворе и доме. А те дома в которых одна семья живёт столетиями... Поэтому то, что первым делом сделали большевики - лишили всех Дома. Не просто жилья, а чего то большего. Если нельзя превратить всех поголовно в бродяг, то лишить Дома - можно. Тот самый жилищный вопрос. Лишить дом лица, как и лишить человека индивидуальности. Стереть до её полной потери. Отсюда все эти - "Не высовывайся!", "Тебе что, больше всех надо?!" С шашкой на мебель, на злосчастных слоников, канареек и фикусы. На узкие или широкие брюки, на галстуки - не выделяйся! Советское время так и вспоминается - чёрно-красное и серо-бурое.
|