
Дочитал книгу о галлюцинациях до конца. В конце оказалось много о посттравматическом синдроме, двойниках, фантомных болях и пр. В том числе о кошмарах переживших Холокост.
Теперь, благодаря Карлу Сагану и Оливеру Саксу, в моей голове может образоваться гремучая смесь из солипсизма и скептицизма. Почитать ли всё иллюзией или просто сомневаться во всём и ничего не брать на веру ? У Карла Сагана хорошо написано о церковных чудесах - обо всех этих явлениях Дев Марий, святых и прочий "праздник Святого Иоргена". Ребята на этом неплохо зарабатывали - паломники, сувениры, "просветительские" брошюрки ... Особенно умиляет, что Дева Мария часто была озабочена выплатами вовремя поборов на церковь. Ну и про сатанистов, которые, как оказалось, менее ужасны чем иные представители традиционных верований. Не знаю считать ли религию(любую) просто галлюцинацией, продуктом коллективного психоза, массовой истерии. А Библию самым странным литературным произведением - коктейлем из сказок, нравоучительных сказаний, исторических хроник, административного и уголовного кодексов.
Но от чтения обеих книг(Карла Сагана я ещё не дочитал - я в процессе) появилось ощущение, что собственный мозг может стать и лучшим другом и злейшим врагом. И с детства не мог понять смысла в ночных кошмарах - какой резон собственному мозгу меня пугать ? Всё равно как если бы моя собственная рука стала бы со мной драться. И считать угрызения совести, муки совести галлюцинацией как то не хочется. Получается, что совесть действительно химера и избавится от угрызений, от сожалений о содеянном можно приняв таблетку. Три раза в день после еды и никакой совести. Никаких "кровавых мальчиков в глазах." Страшновато ...
|