Когда я уезжал из страны и это было окончательно и бесповоротно мне пришлось оставить часть своих книг и пластинок, а часть подарить - продавать не было никакого смысла - деньги мне уже были не нужны. И кто то из моих знакомых, увидев корешки разнокалиберных томов забивших мой шкаф, сказал, что не ожидал у меня такого интереса к филологии ... Я бы сказал, что сейчас меня вдруг заинтересовали биографии - не о чём было написано то или иное литературное произведение, а почему. Время, когда оно было написано. Обстоятельства. Личность автора. Без идеологических наслоений и установок. Без навязываний однобокого представления о времени и авторе. Почему "Война и Мир" ? Почему "Анна Каренина" ? Почему "Обломов" ? Почему "Мастер и Маргарита" ? Что послужило первым толчком ? Что подтолкнуло ? Школьная литература ... Всё выглядело так, словно Лев Толстой так и родился в бороде, а Гоголь с усами, Лермонтов в гусарском мундире. И творили они в вакууме - только писали. С утра до вечера. Больше ничем не интересовались. И писали, видимо, по заказу советского министерства просвещения и в соответствии со школьной программой. А вовсе не потому, что общество волновали те или иные проблемы, те или иные вопросы. А значит литература соприкасается с историей, политикой и даже с географией. А это всё не втиснешь в томик учебника ... До сих пор не понимаю как возможно было пройти Достоевского за три с половиной месяца ?! Писателя, книги которого изучают всю жизнь ...
|