В советское время книги стоявшие в шкафу не всегда были для чтения. Они были как и хрусталь - для демонстрации. Того, что у хозяев есть возможность. Достать. Добыть. Дефицит. Что-то, чего нет у большинства. Что в холодильнике не видно, а то, что на полке шкафа, на виду.
Я думаю, что ореол таинственности и повышенный интерес к роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" связан с тем, что он был опубликован в журнале "Москва" в 1966 году, а не позже, в перестройку, когда пал "железный занавес" и началось какое то книжное цунами. В перестроечное время он бы затерялся в книжном потоке. Оказался в одной компании с Майринком, Борхесом, Стивеном Кингом и Кастаньедой. Булгакова знали бы в основном по "Дням Турбиных", "Бегу" и "Ивану Васильевичу". Но роман был издан в конце 60-х и стал дефицитным. Поэтому он и распался на цитаты - щегольнуть цитатой означало, что приобщился. Если не добыл книгу или томики журнала с сильно порезанным цензурой романом то хотя бы в руках держал. Время сыграло с книгой злую шутку. Её не читали. Её имели. Чтобы можно было похвастаться. Как хрусталём. Как дефицитным сервелатом или чешской люстрой. Вот и выходит, что собственно книгу мало кто читал. Экранизации? Кара припозднился с выходом фильма и в нём хватает конъюктуры, сиюминутного, что вызвало бы скандал и бурные обсуждения в 90-х, но позже уже не цепляло. У Бортко - старенький Пилат, сильно пожилой Воланд. Маргариты у обоих никакие. Коровьев у одного слишком экспрессивен у другого вял. Не зацепило.
|