"Мастер и Маргарита" книга появившаяся в нужном месте и в нужное время - глубоко и бесповоротно атеистическое, написано нормальным русским языком, ту Москву помнили ещё многие и про Христа (на самом деле про Иегошуа Га-Ноцри, который мало походил на канонический образ) и про Сатану! (Воландом называл себя Мефисофель в "Фаусте" Гёте, а он был "духом отрицанья и сомненья", но не самим Князем Тьмы). И книга стала дефицитом и была разорвана на цитаты, то есть толком не прочитана, а цитату ввернуть это хороший повод прихвастнуть, что хотя бы в руках держал. А если бы ещё ввели в школьную программу и заствляли писать сочинения - тогда бы и наступил популярности "Мастера и Маргариты" конец полный и окончательный. "Проходили" Толстого, "проходили" Достоевского и точно также прошли бы мимо Булгакова. Понаписав сочинений на тему "Образ Воланда в..." и "Маргарита и Азаззело" забросили бы томик на полку и забыли. А так - получила книга ореол таинственности и недоступности, обросла в результате легендами. Старый советский анекдот припоминается про бабушку, которая на "Эрике" перепечатывала "Войну и Мир" Толстого и на вопрос "Зачем?" отвечала: "Так внучек не читает ничего окромя самиздата!". Попади Булгаков в школьную программу и мигом бы превратился в муху насаженную на булавке, сушённый листок из гербария. Хотите, чтобы книгу большинство возненавидело и в руки больше не взяло? Включите в школьную программу, вмените в обязанность прочесть, сочинения, изложения, ответы на вопросы в конце главы...
|